Навигация

       МБОУ «СОШ №17» осуществляет образовательную  деятельность  в соответствии с основными образовательными программами трех уровней  общего образования:

– начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

– основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

– среднее  общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

          
Образовательная программа уровня начального  общего образования представлена Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «СОШ №17» и предназначена для обучения младших школьников Образовательная  программа составлена исходя из особенностей месторасположения школы  в городе, привлекательности предоставляемых ею образовательных услуг, соответствует запросу родительской общественности и являются фундаментом системы последующего профильного обучения в школе.

       При определении стратегических характеристик образовательной  программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывались с активной позицией учителя, а также адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих особенности первой ступени общего образования.

Образовательная программа  НОО  допущена к образовательному процессу после рассмотрения входящих в нее рабочих программ по предметам учебного плана на заседании методического объединения  учителей начальных классов, обсуждения и принятия на заседаниях Методического  совета школы, утверждения  директором школы.

         Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) разработана в соответствии:

-с требованиями ФГОС НОО, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-с Решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС о рекомендациях к использованию образовательными учреждениями РФ примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010 г.);

-с изменениями, внесенными в ФГОС НОО, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

-с Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (научные руководители — член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина, составитель Е. С. Савинов — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012).

        В соответствии с ООП НОО в учебном процессе реализуются программы: 1)формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

2)отдельных учебных предметов (русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, физической культуры, технологии);

3)внеурочной деятельности;

4)духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне начального общего образования;

5)формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.            Реализуемые учебные рабочие программы в начальной школе разработаны на основе авторских в соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом, а также:

-программой  внеурочной  деятельности (духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное направление).

        Календарно-тематическое планирование к учебным программам составлено педагогами, которое представлено вариативно: по русскому языку и литературному чтению ориентировано на обучение с гуманитарной направленностью и расширенным литературоведческим компонентом; по математике – на углубление интеграции курса математики с другими учебными предметами и ориентацию на развитие у обучающихся умения работать с информацией, на усилении геометрической направленности курса обучения математике; по окружающему миру – ориентация на естественнонаучную направленность; по технологии – с преимущественным акцентом на связи  с учебными предметами «Математика» и «Информатика».

        Планированием внеурочных программ предусмотрена как система взаимосвязанных, так и узконаправленных мероприятий в формате общешкольном, параллельном и классном, отвечающие условиям развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.

         ООП НОО адресована всем участникам образовательных  отношений (обучающимся, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогам), а также широкой общественности.

Обучающимся, их родителям (лицам, их заменяющим):

-для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов;

-для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия.

Педагогам:

-для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности.

Администрации:

-для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися основной образовательной программы;

- для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

Учредителю и органам в сфере  управления образованием:

-для повышения объективности оценивания образовательных результатов школы  в целом;

-для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности в целом.

       Основная образовательная программа основного общего образования представлена двумя вариантами. Первый вариант составлен с учетом соответствия требованиям Стандарта первого поколения (ГОС 2004) и предназначен для логичного окончания образовательного процесса в  основной школе обучающихся  9 класса, начавших обучение в  основной школе  до 01.09.2012г., т.е.  до введения ФГОС  ООО. Второй вариант представлен Основной образовательной программой основного  общего образования (ООП ООО) МБОУ «СОШ №17» и предназначен для обучения школьников с 01.09.2012г.  Основная образовательная программа основного  общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897  (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644),   на основе анализа деятельности школы  и с учетом особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов субъектов образовательного процесса.

     Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность и развитие школы в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации  №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». А именно:

-гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

-общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

-обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

-формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и степени обучения картины мира;

-формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

-содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

    ООП ООО регламентирует организационно-педагогические условия и содержание деятельности школы  по реализации ФГОС ООО, принимается  Педагогическим Советом   Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 17»  в соответствии с Уставом.

      ООП  ООО  Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» является программой действий всех субъектов образовательных  отношений  на уровне  основного общего образования по достижению качественных результатов современного образования.

 Обе образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

      ООП ООО  базируется на основной образовательной программе начального общего образования и является фундаментом для основной образовательной программы среднего  общего образования. Реализация образовательной программы осуществляется в целях обеспечения возможности непрерывного образования, общего и профессионального развития человека в течение всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.

Реализация ООП  ООО осуществляется через:

  • программы учебных предметов;
  • программы внеурочной  деятельности (духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное направление);
  • программы элективных курсов (по запросу и выбору участников образовательного процесса).

Основная образовательная программа среднего общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17.05. 2012 г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 г. регистрационный N 19644), на основе анализа деятельности школы, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов субъектов образовательных отношений. Программа опирается на инновационный опыт Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17», признанный на всероссийском, региональном, муниципальном уровнях.

            Данная программа является рабочей, т.е. по мере введения федеральных государственных образовательных стандартов и накопления опыта в нее будут вноситься изменения и дополнения.

Ведущая идея федеральных государственных образовательных стандартов- идея общественного договора, которая реализуется через работу органов государственно- общественного управления школы:

Общее собрание работников МБОУ «СОШ №17»;

Педагогический совет;

Административный совет;

Общешкольный родительский комитет;

Попечительский   совет.

Основополагающие  теоретические положения:

-идеи теории «ответственной школы», предусматривающие максимально широкий спектр коммуникации образовательной организации  с родительской общественностью и местным сообществом, открытость для инициатив извне;

-идеи концепции реалистического воспитания школьников, что предусматривает построение образовательного  процесса в первую очередь адекватного интересам и потребностям обучающихся и их родителей;

-положения современных теорий менеджмента, основанные на личностно-ориентированных моделях управления персоналом.

-акмеологические приемы, акме-технологии,  предлагающие практическое решение вопросов личностного и профессионального успеха.

Приоритеты региональной и муниципальной  образовательной политики:

-соблюдение принципов гуманизации образования;

-учет потребностей государственных и общественных организаций,  научных, культурных, образовательных организаций  города Майкопа и Республики в развитии человеческих ресурсов;

-учет ожиданий различных социальных групп населения города Майкопа и Республики;

-создание условий, стимулирующих рост личностных достижений  обучающихся.

Практический опыт  деятельности  МБОУ «СОШ № 17»  в инновационном режиме и необходимость решения задач:

-повышения качества и доступности образования;

-обеспечение условий для получения качественного образования обучающимися в условиях развития  школы;

-выстраивание образовательного пространства, соответствующего старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассников.

Цели и задачи реализации Основной образовательной программы среднего  общего образования

Среднее общее образование – завершающий  уровень  общего образования.

      Данный уровень общего образования  в процессе модернизации подвергается существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическую сущность этих изменений можно определить, как обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения связаны с решением одной из актуальных задач системы образования -переориентирование школьного образования на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости. Речь идёт об образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили». Из школы должна выходить просвещённая личность, для которой понятия «совесть», «честь», «порядочность» -стержневые личностные образования, а не просто характеристики героев литературных произведений. Таким образом, образование перестаёт выполнять миссию просвещения, о котором Владимир Даль писал: «Просвещение- свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни».

        Основная образовательная программа среднего общего образования - вектор дифференциации обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.

Выпускник средней школы должен быть социально  зрелой личностью, готовой к жизненному самоопределению, профессиональному и личностному, к реализации индивидуальной программы достижения успеха в общественно полезной и личностно-значимой жизнедеятельности. При этом для него значимы общечеловеческие ценности: доброта, справедливость, гуманизм. Социальная зрелость базируется на универсальной школьной подготовке хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.

Цели среднего общего образования ориентируют субъекты образования на достижение основных результатов образования, связанных с:

-личностными результатами, включающими готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, к самоусовершенствованию и самовоспитанию, сформированность их мотивации к обучению и  целенаправленной познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

-способностью к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; правосознание, экологическую культуру;

-метапредметными результатами, включающими освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории; владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

-предметными результатами, включающими освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

        Основная образовательная программ СОО  ориентирована на обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, становления  самостоятельной, образованной, компетентной и, главное, просвещённой личности, обладающей не только обширными и глубокими знаниями, высокими профессиональными умениями, но и способной  соизмерять образ мира с этическими позициями совести, морали, доброты, честности, чести, порядочности через изменение  целевых ориентиров деятельности МБОУ «СОШ №17», проектирование задач, ориентированных на формирование новых ценностно-смысловых установок и обеспечение эффективной мотивации участников образовательного процесса.

          Сроки реализации программы. Для реализации ООП среднего общего образования определяется  нормативный срок – 2 года (15-17 лет): 10-11 классы.

        Успешность реализации поставленных целей и задач зависит от соблюдения в ежедневной образовательной практике следующих организационно ­педагогических принципов:

-принцип роста самостоятельности образовательной деятельности обучающихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты обучения;

-принцип расширения образовательного пространства обучающихся на основе учета их способностей, интересов и склонностей;

-принцип расширения поля выбора обучающимися собственного образовательного маршрута;

-принцип комплексного сопровождения ученика и педагога;

-принцип равной значимости для процесса самоопределения и самореализации каждого обучающегося как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей, досуговой деятельности;

-принцип сочетания индивидуального и социального подходов в осуществлении развивающей, досуговой деятельности обучающихся и педагогов;

-принцип преемственности целей, ценностей и технологий на всем протяжении образовательного маршрута;

-принцип максимальной доступности образовательных ресурсов любому обучающему и педагогу;

-принцип минимизации объема репродуктивных заданий в учебном процессе;

-принцип максимальной эффективности взаимодействия обучающегося и педагога на уроке;

-принцип повышения объективности аттестационной практики обучающихся на любом из этапов учебной деятельности.

          Соблюдение этих принципов позволит максимально эффективно воплотить в реальное образовательное пространство идею непрерывного развития образовательной мотивации обучающихся, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик - успешный учитель - успешная школа».

          Важнейшими качествами личности должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, поэтому в основе образовательной программы лежит деятельностный характер образования, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и  здоровья обучающихся.

Программа учитывает, что ведущей деятельностью обучающихся данного уровня образования является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной образовательной траектории (своего пути). Так как становление старших школьников происходит через обретение практического мышления, то единицей организации содержания образования становится «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая задаче -целевую организацию учебной деятельности.

В основе реализации основной образовательной программы СОО лежит системно-деятельностный подход.

Предназначение  Основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 17» в:

-достижении и поддержании высокого уровня мотивации обучающегося к образованию;

-достижении уровня знаний, необходимых и достаточных для следующего уровня профессионального образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;

-развитии старшеклассника как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого;

-достижении самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.

          Основными ориентирами Основной  образовательной  программы среднего общего образования  являются:

-развитие познавательных способностей и формирование ключевых компетенций учащихся;

-углубление содержания основных и профильных предметов и усиление прикладной направленности;

-мотивация на осознанное продолжение образования;

-реализация технологии проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающая повышение эффективности обучения и развитие творческого потенциала учеников;

-психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределе - ния учащихся;

-формирование среды разных образовательных возможностей, предоставляющей возможность самоопределения и самореализации для каждого ученика;

-формирование информационного пространства обучения и развития с помощью современных ИКТ-технологий.

Реализация ООО среднего общего образования  осуществляется через:

  • программы учебных предметов;
  • профилизацию обучения: социальный (полицейский), естественно-научный  профили;
  • программы элективных курсов (по запросу и выбору участников образовательных отношений).

       В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.